(Python) Переменные. Вывод, ввод, присваивание


Зачем компьютеру память? 

Компьютер похож на супер-умный блокнот: он может не только считать и показывать картинки, но и запоминать информацию. Без этого он был бы как калькулятор — умел бы только решать примеры и сразу забывал ответ.

Чтобы делать крутые программы (игры, истории, мультики), нужно научиться:

  1. Сохранять данные в памяти компьютера (как записывать в блокнот).

  2. Находить их, когда они понадобятся (как листать блокнот и находить нужную страницу).


Как это работает?
В памяти компьютера есть "ячейки" — как коробочки для хранения. 
 

Переменная - это ячейка в памяти компьютера, которая имеет имя и хранит некоторое значение, соответствующее типу.

 
Когда мы создаём переменную, мы:

  • Подписываем коробку (даём имя, например score).

  • Кладём внутрь значение (например, число 10 или слово "Привет").

Теперь компьютер будет помнить это, пока программа работает!

Прежде, чем давать имена переменным, необходимо ЗАПОМНИТЬ несложные правила.
 

Правила именования переменных

✅ Можно:

  • Буквы английского алфавита (например: catDogmyToy)

  • Цифры, но не в начале (game1, но не 1game)

  • Знак подчёркивания _ (best_score)

❌ Нельзя:

  • Начинать с цифры (7dwarfs — ошибка!)

  • Использовать пробелы или знаки (@!+ и др.)

  • Русские буквы (имя — так лучше не писать)


Последнее правило необязательное, но очень желательное.

Совет:
Давай переменным понятные имена, как надписи на коробках с игрушками.
Плохо: x = "Вася" (непонятно, что это имя)
Хорошо: name = "Вася" (сразу ясно!)

Пример:

age = 8  # Здесь хранится возраст
fruit = "яблоко"  # А здесь — любимый фрукт

 


Значение переменной

Переменная хранит в себе только одно значение. Если записать в нее другое значение, то старое "стирается".
В языке Python при изменении значения переменной выделяется новая область памяти, а старая область памяти уже недоступна и будет освобождена так называемым сборщиком мусора - специальной программой, которая управляет памятью

Сохранить в переменной какое-то значение можно двумя способами:
1) с помощью оператора присваивания (=). Например,
name = "Petr"
Тем самым связали переменную name со значением Petr. Оператор присваивания работает справа налево: берется значение, которое стоит справа от знака "=" и записывается в переменную стоящую слева от знака "="

2) ввести нужное значение с клавиатуры с использованием встроенной функции (команды) input() (от английского input - ввод), Например,
name = input()
В последнем случае, при выполнении команды, программа будет ожидать ввода пользователем какого-либо значения (какого конкретно мы не можем знать, зависит от желания пользователя) и после нажатия клавиши Enter, введенная символьная строка запишется в переменную name.
 
Оператор - это команда языка программирования.

Чтобы вывести значение переменной на экран, в операторе вывода print() просто указываем имя переменной без кавычек. Например, программа
name = "Petr"
print(name)   # выведет на экран Petr
Надо запомнить!
  1. Задать значение переменной можно с помощью оператора ввода (name = input()) или оператора присваивания:
    name = "Petr".
  2. Вывести значение переменной можно просто указав в операторе вывода имя переменной без кавычек:
    print(name)


Тип переменной

Кроме имени и значения, каждая переменная имеет свой тип. Тип показывает, какие значения и какие операции можно выполнять с данной переменной. Кроме этого, тип переменной показывает, как хранить эти переменные в памяти. 
Типы, которые мы будем использовать чаще всего:
str - символьная строка (от англ. string - строка);
int - целое число (от англ. integer - целый);
float - вещественное число (от англ. float - с плавающей запятой).

В отличии от других популярных языков программирования (С++, Java) транслятор Python автоматически определяет тип переменной по тому значению, которое ей присваивается.

 

Ввод с клавиатуры числовых значений

Для ввода данных с клавиатуры мы изучили оператор input(), но данный оператор позволяет вводить только символьные строки. Нам необходимо указать, что введенные строки необходимо преобразовать в число. Для этого нам понадобится встроенная функция int() - для преобразования в целое число, или float() - для преобразования в вещественное число (про вещественные числа будем подробнее говорить позже).
 
Пример
a = int(input())    # с клавиатуры вводится целое число 
                    # и записывается в переменную a
b = float(input())  # с клавиатуры вводится вещественное число 
                    # и записывается в переменную b

В программе выше, числа необходимо вводить по одному в строке, так как после ввода первого значения необходимо нажать Enter, чтобы записать число в переменную.

Иногда необходимо вводить данные в одной строке. Для того, чтобы запомнить данные, которые вводятся в одной строке, входную строку необходимо разделить на значения по пробелам, с использованием функции split() (от англ. split - расщепить).

Например, если в одной строке находятся два целых числа, то их можно ввести таким образом:
a, b = input().split()  # Используем множественное присваивание
a = int(a)              # преобразуем строку в целое число
b = int(b)

Можно все эти действия заменить одной строкой:
a, b = map(int, input().split())
функция map() применяет другую функцию (указанную первой в скобках - int) к каждой части, полученной после разбиения введенной строки на числа по пробелам.
Количество переменных слева должно  строго совпадать с количеством введенных чисел.

 
Надо запомнить
  1. Тип переменной в Python определяется автоматически.
  2. Чтобы ввести числа по одному в строке используем
    a = int(input()) - для целого числа
    и
    b = float(input()) - для вещественного числа.
  3. Если все числа задаются в одной строке, то необходимо разбить строку на подстроки, используя split(), а затем каждую подстроку преобразовать в целое число (используя map(int, ...). 
    Например, для двух целых чисел, ввод данных необходимо оформить следующим образом:
    a, b = map(int, input().split()).

ТРЕНИРУЙТЕСЬ БОЛЬШЕ И У ВАС ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!

Пропустить Навигационные Ссылки.
Чтобы оставить комментарий нужна авторизация